Какой жест в античности использовали для обозначения косвенной речи?

Оригинал взят у ledashchev в Какой жест в античности использовали для обозначения косвенной речи?
В продолжение предыдущего поста

Оригинал взят у
bizantinum в Жесты в православной иконографии

О чём, собственно речь?  Вот перед  нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, большая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно уточнит: «древлеправославное двуперстное.


Допустим. А теперь усложним задачу.

Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIV века, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим, Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны.

Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы» ,VI век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, совершенно не христианский сюжет той же, примерно, эпохи: иллюстрированная рукопись гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы видим точно такие же жесты.

Стало быть, о «благословении» речь идти не может.

Здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности, не возникли на пустом месте. Они являются, так сказать творческой переработкой эллинистической античной культуры.  И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов, был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору» (Книга 11 - Глава 3 ст.92-116). У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию :

1.      Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а так же для повествования, порицания или обвинения.

2.       Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

3.       Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

4.       Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.
Жест
подразумевают прямую речь персонажа

В иконографии мы видим то же самое:

1.       Мозаика монастыря Осиос Лукас в Фокиде. X век.

2.       Там же.

3.       Мозаика собора Сан-Марко в Венеции.

4.     Ну с этого жеста, мы, собственно, и начали наш разговор.

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило подразумевают прямую речь персонажа, а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской, упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, который изображен «протягивающим персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, (а) а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы» .

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещания означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.

Конец цитаты поста
двоеперстие

            "История русской церкви"  Е. Е. Голубинский

Какой жест в античности использовали для обозначения косвенной речи?

То есть христианство использует стандартные ораторские жесты античного мира. И упоминаемое здесь двоеперстие означает прямую речь. Речь свойственную Христу и всем праведникам. Но кроме  прямой речи есть косвенная. В античном мире было четкое разделение в языке прямой и косвенной речи. Насколько я знаю это четкое разделение утрачено современными языками. Может быть в античности оратор произнося речь использовал не только вышеприведенные жесты, но так же использовал некий жест косвенной речи.

meme-dr-evil-laser
Обозначение косвенной речи в современном мире

Может быть христианство приписало косвенную речь и этот жест косвенной речи дьяволу, как существу стремящемуся обманом погубить род человеческий.

Может быть этот жест выглядел так?

4.Iskushenie_Hrista_v_pustyne_1_copy1

Искушение Христа в пустыне. Колонна Христа (иначе, колонна еп. Бернварда). Южная часть попереченого нефа (трансепт); Германия. Хильдесхайм; XI в.


То есть античный оратор произнося прямую речь поднимал два пальза, произнося косвенную - поднимал два указательных?